Технические масла

Технические масла

Для того чтобы современный двигатель внутреннего сгорания работал хорошо, а главное – долго, ему необходимы технические смазки и масла премиального качества. Для улучшения различных физико-химических и эксплуатационных свойств к маслам добавляют так называемые присадки. Их использование позволяет справиться с такими самыми распространенными проблемами как износ и образование трещин в результате трения. Использование некачественного масла может в итоге привести к разрушению двигателя.

Масла выполняют множество функций, что позволяет значительно увеличить срок эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Среди таких функций можно отметить следующие:

  • антикоррозионные;
  • антифрикционные;
  • моюще-диспергирующие;
  • пенообразующие;
  • обеспечение стабильности, как химической, так и физической;
  • полирующие;
  • расклинивающие и многие другие.

Все эти свойства масел, безусловно, важны, но среди них намеренно не упомянута основная функция, которая имеет определяющее значение: вязкостно-температурные свойства представляются наиболее значимыми при оценке качественных характеристик.

Вязкостно-температурные свойства и их значение

Качество масла, в первую очередь, определяется данным показателем. Все моторные масла должны быть максимально устойчивы к экстремальным температурам. Как ни странно, но вязкость масло изменяет чаще при температуре, приближенной к нулю. Впрочем, и при температуре 150 градусов этот показатель несколько изменяется.

Слишком большой показатель вязкости может стать причиной того, что нарушается прокачиваемость масла, что, в конечном счете, вызывает интенсивный и необратимый процесс износа двигателя. Напротив, слишком низкий показатель вязкости машинного масла может стать причиной граничного трения, что тоже повлияет на износ двигателя в целом.

Каждое машинное масло, поступающее в розничную продажу, имеет на маркировке такой показатель как индекс вязкости. Это результат сравнения данного масла с 2-мя эталонными, принимающимися за 100 и за 0 соответственно. Таким образом, выходит, что чем выше указанный индекс вязкости, тем  качественнее представленное масло и тем меньше преобразуются его параметры при сильных колебаниях температур в ту или другую сторону.

Каким образом можно улучшить показатель вязкости моторного масла?

Большинство производителей машинных масел овладели современными технологиями в своей отрасли и стали добавлять в моторные масла загущающие присадки. Как правило, в качестве присадки используют полиизобутилен в объеме равном 2-5% от общей массы. Принцип действия присадки заключается в том, что молекулы полимеров при экстремально низких температурах находятся в «спящем» состоянии.

Когда масло нагревается, по тем или иным причинам, молекулы «активизируются», разворачиваются и весьма значительно влияют на текучесть субстанции. Преимущество такой технологии заключается в том, что при загущении вязкость масла несколько увеличивается и при различных колебаниях температурных показателей изменяется незначительно, в сравнении с маслами, которые не прошли подобную процедуру. Такое масло можно применять в любое время года, не опасаясь пагубных последствий для двигателя и называть его принято «всесезонным».

Существует и еще одна проблема - замерзание масла при экстремально низких температурах, что очень актуально для тех, кто живет или работает на Крайнем Севере или в других аналогичных условиях. Чтобы справиться с этой проблемой производители добавляют в масла депрессоры в объеме около 1%. Такие вещества способны снижать скорость и интенсивность развития кристаллического парафина при низких температурах. Кроме того, использование присадок позволяет изменить порядок кристаллизации.

Так как любой депрессор представляет собой ПАВ, его частицы постоянно находятся во взвешенном состоянии и абсорбируются кристаллами парафина. Кристаллическая решетка в данном конкретном случае может полностью изменить свою структуру, что и способствует сохранению максимально эффективной подвижности масла при любых низких температурах. В среднем, введение присадок позволяет снизить температуру застывания моторного масла, произведенного по данной технологии, на 17-24 градуса, что делает его использование актуальным даже при самых низких показателях температуры окружающей среды от -15 до -45 градусов.

Таким образом, использование присадок данного типа позволяет не только продлить общий срок эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, но и значительно повысить эффективность его работы. Сегодня различные присадки используют лучшие производители моторных масел, и их содержание в составе конечного продукта не считается фактором, снижающим его качество, а напротив, считается преимуществом. Согласно отзывам многих автолюбителей и профессионалов в области машиностроения, использование современных депрессоров позволяет значительно уменьшить износ двигателей и увеличить срок эксплуатации транспортного средства в целом.